ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ____________________ «Эстрадный вокал»_________________________ название программы № 1. 1.1. ПАСПОРТ дополнительной общеразвивающей программы Титульный лист МОУ ДО «Ильинский Дом детского Образовательная организация творчества» 1.2. 1.3. 1.4. Название программы Срок реализации ФИО автора, должность 1.5. Территория, год 2. 2.1. 2.2. 2.3. Тип программы Направленность Актуальность 2.4. Цель Эстрадный вокал 3 года Евдокимова Яна Олеговна Педагог дополнительного образования Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Ильинка, 2023год Пояснительная записка: Модифицированная Художественная Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей направленная на духовное развитие обучающихся. Создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей обучающихся через жанр эстрадного вокала 2.5. Задачи Образовательные задачи: -овладение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; -проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); Обучающие (предметные): - научить основам эстрадного вокала, сценического движения, актёрского мастерства; - сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы; - научить приёмам расширения диапазона голоса; - сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 - 3 голоса, петь в ансамбле согласованно; - формировать индивидуальные способности: голос, слух, пластику, актёрские, импровизационные данные Воспитательные (личностные): – приобщить обучающихся к музыкальнохудожественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства; - воспитать самостоятельную творческую личность; - воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; - сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий; - привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания; - подготовить личность ребенка к социализации в обществе. Развивающие (метапредметные): - активизировать творческие способности 2.6. Отличительные особенности программы 2.7. Возраст детей 2.8. 2.9. Продолжительность занятий Формы занятий 2.10. Режим занятий 2.11. Ожидаемые результаты обучающихся; - развить гармонический и мелодический слух; - развить образное мышление и желание импровизировать; - развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; - развить в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям; - развить художественный и музыкальный вкус. Особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь, как в ансамбле, так и индивидуально. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей. Младшие школьники: 7-10 (11) лет Средние школьники: 10 (11) – 14 лет 90 минут Занятия проводятся аудиторно и внеаудиторно, по группам и индивидуально. - 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час = 45 минут астрономического часа). Всего -144 час. - 2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа (1 академический час = 45 минут астрономического часа). Всего- 216 час. - 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час = 45 минут астрономического часа). Всего -216 час. Наличие исполнительского мастерства владение вокальной техникой - уметь точно интонировать на всём диапазоне; - уметь петь естественно, ровным по тембру голосом; - уметь свободно пользоваться навыками певческого дыхания; - уметь исполнять свою партию в ансамбле в многоголосных произведениях (для 2.12. Способы определения результативности 2.13. Формы контроля 3. 3.1. 3.2. ансамбля); Владение навыками поведения на сцене - взаимодействие с партнёрами по ансамблю (для ансамбля); - умение красиво двигаться, чувство единства пластики в ансамбле (для ансамбля); - умение общаться со зрителем; - ощущение чувства стиля; - умение работать с микрофонами; - показать ростки своей индивидуальной манеры пения; Уровень раскрытия образа: - артистизм исполнения; - свобода исполнения; - цельность исполнения произведения. В форме открытых занятий, отчетных концертов, участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях Текущий контроль, наблюдение, устный опрос, беседа, Практическая и творческая работа. Учебно-тематический план: «Учебно тематический план" см. Перечень разделов, тем Кол-во часов по темам (теория, практика,всего) (Приложение к программе) Первый год обучения: Теория - 31 ч. Практика - 112 ч. Всего - 144 ч. Второй год обучения - 216 ч. Третий год обучения - 216 ч. 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Устав учреждения утв. Приказом МУ Управления образования Прибайкальского района от 27.10.2015 № 236 Актуальность: Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей направленная на духовное развитие обучающихся. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Вокал Вид программы: Модифицированная программа Направленность программы: художественная Художественная направленность в дополнительном образовании детей – это уникальная возможность развития детей, потому что движущей силой формирования личности является развитие творческих начал, которое сопряжено с развитием духовности и нравственности. Ориентация программы на художественную направленность позволяет развивать общую и эстетическую культуру, создавать художественные образы, самореализовываться в творческой деятельности, формировать коммуникативную культуру обучающихся. Программа художественной направленности в системе дополнительного образования нацелена на развитие творческих способностей обучающихся, которые невозможно раскрыть в системе общего образования в виду недостаточного количества часов. Адресат программы: Младшие школьники: 7-10 (11) лет Средние школьники: 10 (11) – 14 лет Младшие школьники: 7-9 (10) лет: От 7 до 10 лет у ребёнка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребёнок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребёнок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает своё отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил. Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным «заместителем родителей», а представителем общества, имеющим определённый статус, и ребёнку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений. Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы. Средние школьники: 11–14 лет. Средний школьный возраст — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время. Срок и объем освоения программы: Общее количество часов на весь период обучения по программе составляет 576 часов. - 1 год обучения –144 часа в год; - 2 год обучения –216 часов в год; - 3 год обучения –216 часов в год. Программа рассчитана на 3 года обучения: ежегодно в течение 9 месяцев, 108 учебных недель (36 учебных недель в год). Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные (класс), индивидуальное обучение (солисты, конкурсная подготовка…) Режим занятий: - 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час = 45 минут астрономического часа) - 2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа (1 академический час = 45 минут астрономического часа) - 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час = 45 минут астрономического часа) 1.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: создать условия для выявления, развития и реализации музыкальнотворческих способностей обучающихся, через жанр эстрадного вокала. Образовательные задачи: -овладение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; -проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); Обучающие (предметные): - научить основам эстрадного вокала, сценического движения, актёрского мастерства; - сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы; - научить приёмам расширения диапазона голоса; - сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 - 3 голоса, петь в ансамбле согласованно; - формировать индивидуальные способности: голос, слух, пластику, актёрские, импровизационные данные Воспитательные (личностные): – приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкальносценического искусства; - воспитать самостоятельную творческую личность; - воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; - сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий; - привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания; - подготовить личность ребенка к социализации в обществе. Развивающие (метапредметные): - активизировать творческие способности обучающихся; - развить гармонический и мелодический слух; - развить образное мышление и желание импровизировать; - развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; - развить в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям; - развить художественный и музыкальный вкус. Ожидаемые результаты: Участник вокального коллектива должен показать: Наличие исполнительского мастерства владение вокальной техникой - уметь точно интонировать на всём диапазоне; - уметь петь естественно, ровным по тембру голосом; - уметь свободно пользоваться навыками певческого дыхания; - уметь исполнять свою партию в ансамбле в многоголосных произведениях (для ансамбля); Владение навыками поведения на сцене - взаимодействие с партнёрами по ансамблю (для ансамбля); - умение красиво двигаться, чувство единства пластики в ансамбле (для ансамбля); - умение общаться со зрителем; - ощущение чувства стиля; - умение работать с микрофонами; - показать ростки своей индивидуальной манеры пения; Уровень раскрытия образа: - артистизм исполнения; - свобода исполнения; - цельность исполнения произведения Личностные качества - обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования вокального мастерства. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Эстрадный вокал» Стартовый уровень Учебный план 1 год обучения № Наименование разделов и тем 1 Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения в учреждении, на занятиях. Количество часов всего теория Таблица 1.3.1 практика 2 2 Раздел 1 Развитие вокальных навыков 24 6 18 1.1 Строение голосового аппарата 2 1 1 1.2 Образование звука 6 1 5 1.3 Артикуляция 4 2 2 12 2 10 28 3 25 1.4 Аккомпанемент Раздел 2 Развитие музыкальных способностей Устный опрос 2.1 Метро-ритмическое чувство 10 1 9 2.2 Музыкальная память 10 1 9 2.3 Высота звука: направление движения мелодии 8 1 7 Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 4 2 2 3.1 Виды вокального искусства 2 1 1 3.2 Эстрадный вокал 2 1 1 36 7 29 Раздел 4 Вокальная работа Форма контроля Текущий контроль, (наблюдение) Устный опрос Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Дидактические игры. Дидактические игры. 4.1 Прослушивание голосов 8 4.2 Певческая установка. Дыхание 6 1 5 4.3 Распевание 6 1 5 4.4 Дикция 6 2 4 4.5 Работа над расширением диапазона 4 1 3 4.6 Работа с ансамблем над репертуаром 6 2 4 Раздел 5 Освоение эстрадного вокального репертуара 42 8 34 5.1 Разучивание произведений 18 4 14 5.2 Ансамблевое пение 4 1 3 5.3 Работа с микрофоном и фонограммой 6 1 5 5.4 Эмоциональное исполнение 10 1 9 5.5 Сценическая постановка номера 4 1 3 Раздел 6 Импровизация 6 1 5 Раздел 7 Итоговое занятие 2 Итого: 144 8 2 31 113 Прослушивание. Наблюдение. Беседа. Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Беседа, наблюдение Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Игра Контрольное занятие 2-ой год обучения Таблица 1.3.2 Количество часов всего теория практика 1 3 1 2 Раздел 1 Развитие вокальных навыков 24 7 17 № Наименование разделов и тем 1.1 Повторение: строение голосового аппарата 3 1 2 1.2 Певческая установка 3 1 2 1.3 Дикция и артикуляция 3 1 2 1.4 Постановка вокального дыхания 12 3 9 1.5 Певческое дыхание. Типы дыхания. 3 1 2 39 3 35 Раздел 2 Развитие музыкальных способностей 2.1 Метро-ритмическое чувство 12 1 11 2.2 Музыкальная память 12 2 10 2.3 Высота звука: направление движения мелодии 15 1 14 Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 18 2 16 3.1 Эстрадный вокал 9 1 8 3.2 Народная песня 9 1 8 Раздел 4 Вокальная работа 72 17 55 4.1 Диапазон 12 1 11 4.2 Дыхательная гимнастика. 18 6 12 Форма контроля Анкетирование Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль (наблюдение) Текущий контроль (наблюдение) Практическая работа Практическая работа 4.3 Пение учебно-тренировочного материала. 18 4 14 4.4 Пение без сопровождения a` capella 12 2 10 12 4 8 45 4 41 Совершенствуем несложные элементы двухголосия. Раздел 5 Репетиционные занятия 4.5 5.1 Художественный образ. Эмоциональная выразительность. 9 1 8 5.2 Ансамблевое пение 12 1 11 5.3 Работа с солистами. 15 1 14 5.4 Подготовка к концертам, конкурсам. 9 1 8 Раздел 6 Импровизация 6 1 5 Раздел 7 Итоговое занятие 9 Практическая работа Промежуточная диагностика, контрольный срез. Практическая работа Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Текущий контроль (наблюдение) Игра 9 7.1 Концертная деятельность 6 6 7.2 Отчетный концерт 3 3 Итого: 216 36 180 Текущий контроль (наблюдение) Итоговый контроль 3-ий год обучения № Наименование разделов и тем 1 Вводное занятие. Техника безопасности. Раздел 1 Развитие вокальных навыков Таблица 1.3.3 Количество часов всего теория практика 3 2 1 15 3 12 1.1 Повторение: строение голосового аппарата 3 1 2 1.2 Певческая установка 3 1 2 1.3 Дикция и артикуляция 3 1 2 1.4 Певческое дыхание 6 Раздел 2 Развитие музыкальных способностей 27 6 3 Анкетирование Текущий контроль, (наблюдение) Устный опрос Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) 26 2.1 Метро-ритмическое чувство 9 1 8 2.2 Музыкальная память 9 1 8 2.3 Высота звука: направление движения мелодии 9 1 8 9 2 7 Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве Форма контроля 3.1 История эстрады и джаза 3 1 2 3.2 Знаменитые имена 6 1 5 Раздел 4 Вокальная работа 114 12 102 4.1 Диапазон 12 1 11 4.2 Дыхательная гимнастика. 12 2 10 4.3 Пение учебно-тренировочного материала. 15 2 13 4.4 Пение без сопровождения a` capella. 15 3 12 Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль, (наблюдение) Текущий контроль (наблюдение) Текущий контроль (наблюдение) Практическая работа Практическая работа Практическая работа Промежуточная диагностика, контрольный срез. 4.5 Чистое интонирование в одноголосном пении. 21 1 20 4.6 Развитие навыков многоголосного пения. 21 1 20 18 2 16 39 4 35 Совершенствование вокальных навыков Раздел 5 Репетиционные занятия 4.7 5.1 Совершенствование сценических навыков 6 1 5 5.2 Ансамблевое пение 12 1 11 5.3 Работа с солистами. 12 1 11 5.4 Подготовка к концертам, конкурсам. 9 1 8 Раздел 6 Импровизация 3 1 2 Раздел 7 Итоговое занятие 6 6 7.1 Концертная деятельность 3 3 7.2 Отчетный концерт 3 3 Итого: 216 26 190 Текущий контроль, (тестирование) Текущий контроль, (тестирование) Практическая работа Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Текущий контроль (наблюдение) Игра Текущий контроль (наблюдение) Итоговый контроль Формы контроля: текущий контроль, опрос, наблюдение, промежуточная диагностика, контрольный срез дидактические игры, практическая и творческая работа, отчётный концерт и т.д. Содержание учебного плана 1 года обучения Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой. Правила ТБ (2ч) 1. Раздел. Развитие вокальных навыков 1.1. Тема Строение голосового аппарата (2ч) Теория: Беседа об устройстве голосового аппарата, его особенности, правилах сохранения детского голоса. Практика: Упражнения Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.2 Тема Образование звука (5ч) Теория: Певческая установка. Положение тела при пении сидя, стоя. Понятие «дирижерский жест». Практика: 1. Выполнение вокальных упражнений: · на звуки «А», «Э», «О», «Ы»; · с эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг) 2. Выполнение упражнений на вступление и окончание пения. Форма контроля: Устный опрос 1.3 Тема Артикуляция Теория: Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного художественного исполнения. Практика: Артикуляционная гимнастика Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.4 Тема Аккомпанемент Теория: Виды музыкального сопровождения Практика: Исполнение музыкального материала под разное сопровождение Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2. Раздел Развитие музыкальных способностей 2.1 Тема Метро-ритмическое чувство Теория: Беседа – ритм, ритмические рисунки Практика: Исполнение интонационных упражнений, распевок в разных ритмах. Пение разученной мелодии с ритмическим аккомпанементом Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2.2 Тема Музыкальная память Теория: Научить сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом. Практика: Повторение музыкального материала, заданного педагогом. Вокально-хоровая работа. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2.3 Тема Высота звука: направление движения мелодии Теория: Научить отличать и пропевать 2-3 различных по высоте звука. Практика: Тренировочные упражнения с использованием моделирования (показ движения рукой). Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 3 Раздел Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 3.1 Тема Виды вокального искусства Теория: Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие. Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала Форма контроля: Дидактические игры. 3.2 Тема Эстрадный вокал Теория: Основы эстрадной песни Практика: Работа над певческим репертуаром с учетом возрастных особенностей. Пение группой, дуэтом, трио, соло Форма контроля: Дидактические игры. 4 Раздел Вокальная работа 4.1 Тема Прослушивание голосов Теория: Выявление вокальных способностей ребенка Практика: Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма контроля: Текущий контроль. Наблюдение. Беседа. 4.2 Тема Певческая установка. Дыхание Теория: Беседа о правильном положении корпуса во время пения (сидя и стоя). Практика: Упражнения, исполнение певческого репертуара. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 4.3 Тема Распевание Теория: Что такое распевки? И для чего они нужны? Практика: Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 4.4 Тема Дикция Теория: Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги Практика: Работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 4.5 Тема Работа над расширением диапазона Теория: Работа над естественным расширением диапазона Практика: Тренировочные упражнения, простые распевки. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 4.6 Тема Работа с ансамблем над репертуаром Теория: Понятие «манера исполнения» Практика: Индивидуальная и коллективная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение. 5 Раздел Освоение эстрадного вокального репертуара 5.1 Тема Разучивание произведений Теория: Знакомство с репертуаром, выбор произведений Практика: Разучивание текста, работа с фонограммой. Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение. 5.2 Тема Ансамблевое пение Теория: Знакомство с лучшими образцами детской эстрадной песни. Практика: Работа над ансамблем, пением в унисон с поддержкой инструмента. Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение. 5.3 Тема Работа с микрофоном и фонограммой Теория: знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями; приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - передвижение с микрофоном по сцене. Практика: Работа с микрофоном под минусовую фонограмму. Выравнивание динамического звучания голоса при работе с микрофоном. Форма контроля: Беседа, наблюдение 5.4 Тема Эмоциональное исполнение Теория: Эмоциональное состояние, режиссерская задача. Практика: Решение режиссерских задач в трактовке произведения. Работа над эмоциональным исполнением песни. Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение. 5.5 Тема Сценическая постановка номера Теория: Сценическое пространство Практика: Решение режиссерских задач в трактовке произведения с использованием технических возможностей сцены (звукоаккустическая аппаратура, свет, приборы сцены), реквизита. Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение 6 Раздел Импровизация 6.1 Тема Основы вокальной импровизации Теория: Значение импровизации в творческой деятельности артиста сцены. Практика: Вокальная, танцевальная, движенческая импровизация под музыку разного характера. Форма контроля: Игра 6.2 Виды вокальной импровизации Теория: Привлечение внимания детей воплощением собственной фантазии Практика:Исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкальном ритме, темпе и характере Форма контроля: Игра 7 Раздел Итоговое занятие Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов первого учебного года. Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей. Форма контроля: Контрольное занятие Содержание учебного плана 2 года обучения На 2-м году обучения происходит закрепление вокальных навыков, освоение двухголосия, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля, активная концертная деятельность. Вводное занятие. Теория: Техника безопасности. Правила поведения в учреждении, на занятиях. Знакомство с основными темами, режимом работы. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Вокальные упражнения. Знакомство с репертуаром, прослушивание. Форма контроля: Анкетирование 1. Раздел. Развитие вокальных навыков 1.1. Тема Повторение: строение голосового аппарата Теория: Устройство голосового аппарата, его особенности (повторение). Значение певческой установки для исполнения песен Практика: Устройство голосового аппарата, его особенности (повторение). Значение певческой установки для исполнения песен. Атака звука, виды атак. Формирование гласных при пении Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.2 Тема Певческая установка Теория: Закрепление правил пения, охраны голоса и певческой установки. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия Практика: Контроль за певческой установкой в процессе пения. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.3 Тема Дикция и артикуляция Теория: Соблюдение правильных ударений. Основная смысловая нагрузка в словах. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика: Упражнения на подачу звука. Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.4 Тема Постановка вокального дыхания Теория: Повторение. Значение певческой установки для исполнения песен Практика: Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.5 Певческое дыхание. Типы дыхания. Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание. Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. Дыхательные упражнения для раскрытия головного резонатора. Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2 Раздел Развитие музыкальных способностей 2.1 Тема Метро-ритмическое чувство Теория: Повторение. Что такое чувства ритма. Ритмические фигуры. Агогические оттенки. Практика: Упражнения на ритмическое выравнивание ритмического ансамбля в песнях. Одновременное произношение текста в быстром темпе. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2.2 Тема Музыкальная память Теория: Научить сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом. Практика: Повторение музыкального материала, заданного педагогом. Вокально-хоровая работа. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2.3 Тема Высота звука: направление движения мелодии Теория: Повторение. Звуковысотность. Практика: Вокальная работа над репертуаром Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 3 Раздел Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 3.1 Тема Эстрадный вокал Теория: Повторение. Основы эстрадной песн Практика: Прослушивание аудиозаписей. Работа над певческим репертуаром с учетом возрастных особенностей. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 3.2 Тема Народная песня Теория: Народная песня. Особенности и виды Практика: Прослушивание аудиозаписей. Подбор репертуара. Пение доступного материала. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 4 Раздел Вокальная работа 4.1 Тема Диапазон Теория: Работа над расширением попевочного букваря Практика: Усложненные распевки на естественное расширение диапазона голоса. Форма контроля: Практическая работа 4.2 Тема Дыхательная гимнастика Теория: Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Практика: Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Форма контроля: Практическая работа 4.3 Тема Пение учебно-тренировочного материала Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений. Практика: Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Форма контроля: Практическая работа 4.4 Тема Пение без сопровождения a` capella Теория: Беседа - А капелла (итал. a capella) - хоровое и ансамблевое пение без инструментального сопровождения. Практика: исполнение одноголосных песен по фразам с ограниченным диапазоном, умеренным темпом и ясным ладовым развитием. Работа над репертуаром. Форма контроля: Промежуточная диагностика, контрольный срез .4.5 Тема Совершенствуем несложные элементы двухголосия. Теория: Понятие полифония и гомофония в музыке. Практика: Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера» (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля). Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи. Форма контроля: Практическая работа 5 Раздел Репетиционные занятия 5.1 Тема Художественный образ. Эмоциональная выразительность Теория: Повторение пройденного материала. Практика: Просмотр видео. Учимся выражать свое отношение к произведению через рисунок, пантомиму. Форма контроля: Текущий контроль, наблюдение. 5.2 Тема Ансамблевое пение Теория: Закрепление понятия об ансамблевом пении. Ансамбль в двухголосном изложении Практика: Пение гармонических упражнений, интервалов. Упражнения на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение 5.3 Тема Работа с солистами Теория: Повторение. Основы сольного пения Практика: Вокальная работа над репертуаром Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение 5.4 Тема Подготовка к концертам, конкурсам Теория: Овладение знаниями поведения вокалиста на сцене при исполнении композиции. Развитие уверенности, легкости, сосредоточенности, выдержки, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации Практика: Психологические тренинги для снятия стресса и приобретения навыков самообладания. Вокальная работа над репертуаром. Форма контроля: Текущий контроль (наблюдение) 6 Раздел Импровизация Теория Понятие: Расширение представлений об импровизации. Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях. Практика Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Импровизация в заданной тональности. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара. Форма контроля: Игра 7 Раздел Итоговое занятие 7.1 Тема: Концертная деятельность Практика: Выступления на различных концертах. Участие в школьных и поселковых мероприятиях. Форма контроля: Текущий контроль (наблюдение) 7.2 Тема: Отчетный концерт Практика: показательное выступление. Форма контроля: Итоговый контроль 2-й год обучения Обучающийся должен знать: - основные жанры вокальной музыки - знать средства музыкальной выразительности Обучающийся должен уметь: - петь чистым естественным звуком, легко, нежно; - уметь преодолевать мышечные зажимы; - петь чисто ансамблем в унисон и двухголосие. - уметь вести себя в коллективе. Содержание учебного плана 3 года обучения На 3-м году обучения программа предусматривает закрепление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Вводное занятие. Теория: Знакомство с программой, режимом работы. Инструктаж по технике безопасности. Правила пения. Практика: Исполнение знакомых песен Форма контроля: Анкетирование 1. Раздел. Развитие вокальных навыков 1.1. Тема Повторение: строение голосового аппарата Теория: Беседа: устройство голосового аппарата, его особенности (повторение), как ухаживать за своим голосом Практика: вокальная работа над репертуаром Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.2 Тема Певческая установка Теория: Повторение. Значение певческой установки для исполнения песен. Практика: Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки. Форма контроля: Устный опрос 1.3 Тема Дикция и артикуляция Теория: Повторение. Что такое дикция? Роль и значение. Необходимые условия для исполнения песен. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 1.4 Тема Певческое дыхание Теория: Повторение. Виды дыхания: долгое, краткое. Рассмотреть разницу между певческим и обиходным дыханием Практика: Упражнения, тренирующие дыхание, отработка задержки дыхания. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2 Раздел Развитие музыкальных способностей 2.1 Тема Метро-ритмическое чувство Теория: Повторение. Что такое чувства ритма. Ритмические фигуры Практика: Пение гамм, интонационных упражнений, распевок в разных ритмах. Пение разученной мелодии с ритмическим аккомпанементом. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2.2 Тема Музыкальная память Теория: Повторение. Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом. Практика: запоминание ритмической основы аккомпанемента; запоминание динамических и агогических оттенков мелодии; запоминание тембров аккомпанемента. Повторение музыкального материала, заданного педагогом. Форма контроля: Текущий контроль, (наблюдение) 2.3 Тема Высота звука: направление движения мелодии Теория: Повторение. Звуковысотность. Практика: Вокальная работа над репертуаром Форма контроля: Текущий контроль, практическая работа. 3 Раздел Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 3.1 Тема История эстрады и джаза Теория: Рассмотрение основных этапов развития мировой эстрадноджазовой культуры. Практика: Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей Форма контроля: Текущий контроль (наблюдение) 3.2 Тема Знаменитые имена Теория: Знакомство с творчеством ведущих мастеров эстрадно-джазовой культуры. Практика: Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Форма контроля: Текущий контроль (наблюдение) 4 Раздел Вокальная работа 4.1 Тема Диапазон Теория: Работа над расширением диапазона. Повторение пройденного материала. Практика: Усложненные распевки на естественное расширение диапазона голоса. Форма контроля: Практическая работа 4.2 Тема Дыхательная гимнастика Теория: Повторение. Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Практика: Повторение упражнений для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Форма контроля: Практическая работа 4.3 Тема Пение учебно-тренировочного материала Теория: Повторение. Устойчивая «опора звука» Практика: Совершенствование вокально - певческих навыков: непрерывная интонационная работа, включающая в себя устойчивые гармонические навыки – знание мотивов ступеней, чистых и консонирующих интервалов,умение строить их «в голове» и 26 исполнять. Упражнения на цепочки аккордов: трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов, септаккордов – в восходящем и нисходящем звучании. Упражнения на выработку ощущений грамотного «микста» выравнивание регистров, сглаживание переходных нот, тесситурные скачки. Форма контроля: Практическая работа Тема 4.4. Пение без сопровождения a` capella. Теория: Повторение. А капелла (итал. a capella) – сольное, хоровое и ансамблевое пение без инструментального сопровождения. Практика: исполнение одноголосных и двухголосных песен по фразам с ограниченным диапазоном, умеренным темпом и ясным ладовым развитием. Форма контроля: Промежуточная диагностика, контрольный срез. 4.5 Тема Чистое интонирование в одноголосном пении Теория: Повторение пройденного материала. Практика: Работа над чистотой интонирования: проверка усвоения текста и мелодии в целом; слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам; исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком, исполнение упражнений - длительное интонирование на одной ноте. Форма контроля: Текущий контроль, (тестирование) 4.6 Тема: Развитие навыков многоголосного пения Теория: Многоголосие. Практика: Детей условно делим на 2 голоса. Исполнительский состав может быть разным: учитель – группа, инструмент – группа, группа – группа. Отработка попевок и упражнений на двухголосие. Форма контроля: Текущий контроль, (тестирование) 4.7 Тема: Совершенствование вокальных навыков Теория: Повторение и закрепление правил пения, охраны голоса, певческой установки, теоретических сведений о голосовом аппарате и звукообразовании. Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный периоды Практика: Показ упражнений, распеваний, их разучивание и впевание. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Форма контроля: Практическая работа 5 Раздел Репетиционные занятия 5.1 Тема Совершенствование сценических навыков Теория: Сценическое обаяние. «Ощущение зала" в замкнутой студийной обстановке. Практика: Продолжение работы по овладению сценическим мастерством. Практика развития сценической свободы. Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства. Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение. Совершенствование собственного сценического стиля. Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику. Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение. 5.2 Тема Ансамблевое пение Теория: Повторение. Выбор репертуара Практика: Работа над ансамблем, пением в унисон с поддержкой инструмента Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение. 5.3 Тема Работа с солистами Теория: Повторение. Основы сольного пения Практика: Вокальная работа над репертуаром Форма контроля: Практическая и творческая работа. Наблюдение. 5.4 Тема Подготовка к концертам, конкурсам Теория: Советы по стилю поведения на сцене и перед выступлением. Формирование элементарных знаний о нормах поведения вокалиста на сцене в момент исполнения композиции, уверенности, легкости, сосредоточенности, выдержки, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации. Практика: Психологические тренинги для снятия стресса и приобретения навыков самообладания. Вокальная работа над репертуаром. Форма контроля: Текущий контроль (наблюдение) 6 Раздел Импровизация Теория: Повторение ранее пройденного материала Практика: Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Коллективное исполнение песен. Сценическая импровизация. Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара. Форма контроля: Игра 7 Раздел Итоговое занятие 7.1 Тема: Концертная деятельность Практика: Выступления на различных концертах. Участие в школьных и поселковых мероприятиях. Форма контроля: Текущий контроль (наблюдение) 7.2 Тема: Отчетный концерт Практика: показательное выступление. Форма контроля: Итоговый контроль 3-й год обучения: Обучающийся должен знать: - виды дыхания - основы актерского мастерства - понимать дирижёрские жесты и следовать им. Обучающийся должен уметь: - петь на одном дыхании более длинные фразы; - звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; - четко знать и правильно воспроизводить свою партию в многоголосном произведении; - способность к самоанализу; - владеть своим голосом, телом, мимикой, как инструментом самовыражения; - сценически оформлять концертный номер. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПДО: Творческое объединение: Место проведения: Форма занятия: Месяц: № дата Кол-во час. Название темы Форма контроля Ссылка: (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Количество учебных недель Таблица 2.1.1. 36 недель 1 год обучения (от 144 час. -72 дня) 2 год обучения (от 216 час. - 108 дней) 3 год обучения (от 216 час. - 108 дней) Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года С 1 сентября для обучающихся второго и последующих лет обучения С 12 сентября для обучающихся 1 года обуч. и по 31 мая. Сроки промежуточной аттестации по УТП входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 года обучения ДОП на 3 года 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Ссылки: Таблица 2.2.1. Характеристика (заполнить) музыкальный зал ; - синтезатор -компьютер -музыкальные носители: диски, флеш-накопители дидактический материал; -атрибуты (шумовые инструменты). -аудио - видео - фото 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Входной контроль проводится с целью оценки исходного уровня знаний и умений детей в начале освоения дополнительной общеобразовательной программы. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам) дополнительной общеобразовательной программы, их практических умений и навыков. Текущий контроль проводится в следующих формах: наблюдение; творческие работы; самостоятельные работы; конкурсы; тестирование; анкетирование. Промежуточный контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития психологических функций ребёнка и его личностных качеств в конце первого полугодия. Рубежный контроль обучающихся проводится в конце учебного года. Для определения степени усвоения обучающимися учебного материала и включает в себя анализ результативности образовательного процесса. Итоговая диагностика проводится в конце обучения по программе. Результаты итогового контроля определяют: - насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной общеобразовательной программы каждым обучающимся и коллективом в целом; - полноту выполнения дополнительной общеобразовательной программы; результативность самостоятельной деятельности обучающихся в течение всех лет обучения. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших Психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Показатели качества реализации ДООП творческого потенциала учащихся Оценочные материалы Методики Ссылка на папку (шаблоны, действующая диагностика, мониторинг): 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: Словесный Наглядный Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Концерт Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Дидактические материалы: наглядный материал, нотный материал, памятки, пециальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964. 10.Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006. 11.Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 12.Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004. 13.Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 14.Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977. 15.Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003. 16.Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965. 17.Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в 18.общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972. 19. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002. 20.Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005. 21.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981 22.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988. 23.Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970. 24.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000. 25.Назаренко И. К. «Искусство пения» Календарный учебный график Первый год обучения «Эстрадный вокал» Стартовый уровень № П/п Месяц Число Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Лекция 2 Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения в учреждении, на занятиях. ИСОШ, ДДТ Устный опрос Комбинирова нное занятие 2 Строение голосового аппарата ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 3 Комбинирова нное занятие 2 Образование звука ИСОШ, ДДТ Устный опрос 4 Практиктиче ское занятие 2 Образование звука ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 5 Практиктиче ское занятие Лекция 2 Образование звука ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 2 Артикуляция ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 1 Развитие вокальных навыков (24 ч.) 2 6 Время проведения занятия 7 Практиктиче ское занятие 2 Артикуляция ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 8 Лекция 2 Аккомпанемент ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 9 Практиктиче ское занятие 2 Аккомпанемент ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 10 Практиктиче ское занятие 2 Аккомпанемент ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 11 Практиктиче ское занятие 2 Аккомпанемент ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 12 Практиктиче ское занятие 2 Аккомпанемент ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 13 Практиктиче ское занятие 2 Аккомпанемент ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) Комбинирова нное занятие 2 Метроритмическое чувство ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) Развитие музыкальных способностей (28 ч.) 14 15 Практиктиче ское занятие 2 Метроритмическое чувство ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 16 Практиктиче ское занятие 2 Метроритмическое чувство ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 17 Практиктиче ское занятие 2 Метроритмическое чувство ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 18 Практиктиче ское занятие 2 Метроритмическое чувство ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 19 Комбинирова нное занятие 2 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 20 Практиктиче ское занятие 2 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 21 Практиктиче ское занятие 2 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 22 Практиктиче ское занятие 2 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 23 Практиктиче ское занятие 2 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 24 Комбинирова нное занятие 2 Высота звука: направление движения мелодии ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 25 Практиктиче ское занятие 2 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 26 Практиктиче ское занятие 2 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 27 Практиктиче ское занятие 2 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве (4 ч.) 28 Комбинирова нное занятие 2 Виды вокального искусства ИСОШ, ДДТ Дидактические игры. 29 Комбинирова нное занятие 2 Эстрадный вокал ИСОШ, ДДТ Дидактические игры. Вокальная работа (35 ч.) 30 Практиктиче ское занятие 2 Прослушивание голосов ИСОШ, ДДТ Текущий контроль. Наблюдение. Беседа. 31 Практиктиче ское занятие 2 Прослушивание голосов ИСОШ, ДДТ Текущий контроль. Наблюдение. Беседа. 32 Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Комбинирова нное занятие 2 Прослушивание голосов Прослушивание голосов Певческая установка. Дыхание ДДТ Текущий контроль. Наблюдение. Беседа. ДДТ Текущий контроль. Наблюдение. Беседа. ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 35 Практиктиче ское занятие 2 Певческая установка. Дыхание ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 36 Практиктиче ское занятие 2 Певческая установка. Дыхание ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 37 Лекция 2 Распевание ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 38 Практиктиче ское занятие 2 Распевание ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 39 Практиктиче ское занятие 2 Распевание ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 40 Лекция 2 Дикция ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 41 Практиктиче ское занятие 2 Дикция ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 33 34 2 2 42 Практиктиче ское занятие 2 Дикция ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 43 Комбинирова нное занятие 2 Работа над расширением диапазона ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 44 Практиктиче ское занятие 2 Работа над расширением диапазона ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 45 Лекция 2 Работа с ансамблем над репертуаром ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 46 Практиктиче ское занятие 2 Работа с ансамблем над репертуаром ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 47 Практиктиче ское занятие 2 Работа с ансамблем над репертуаром ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 48 Лекция 2 Разучивание произведений ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 49 Комбинирова нное занятие 2 Разучивание произведений ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 50 Практиктиче ское занятие 2 Разучивание произведений ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 51 Практиктиче ское занятие 2 Разучивание произведений ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. Освоение эстрадного вокального репертуара (40 ч.) 52 Практиктиче ское занятие 2 Разучивание произведений ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 53 Практиктиче ское занятие 2 Разучивание произведений ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 54 Практиктиче ское занятие 2 Разучивание произведений ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 55 Практиктиче ское занятие 2 Разучивание произведений ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 56 Практиктиче ское занятие 2 Разучивание произведений ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 57 Комбинирова нное занятие 2 Ансамблевое пение ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 58 Практиктиче ское занятие 2 Ансамблевое пение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 59 Комбинирова нное занятие 2 Работа с микрофоном и фонограммой ИСОШ, ДДТ Беседа, наблюдение 60 Практиктиче ское занятие 2 Работа с микрофоном и фонограммой ДДТ Беседа, наблюдение 61 Практиктиче ское занятие 2 Работа с микрофоном и фонограммой ДДТ Беседа, наблюдение 62 Комбинирова нное занятие 2 Эмоциональное исполнение ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 63 Практиктиче ское занятие 2 Эмоциональное исполнение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 64 Практиктиче ское занятие 2 Эмоциональное исполнение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 65 Практиктиче ское занятие 2 Эмоциональное исполнение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 66 Практиктиче ское занятие 2 Эмоциональное исполнение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 67 Комбинирова нное занятие 2 Сценическая постановка номера ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 68 Практиктиче ское занятие 2 Сценическая постановка номера ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 69 Комбинирова нное занятие 2 Основы вокальной вокальной импровизации ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 70 Комбинирова нное занятие 2 Виды вокальной организации ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. Импровизация (6 ч.) 71 Практиктиче ское занятие 2 Виды вокальной организации ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практиктиче ское занятие 2 Итоговое занятие ИСОШ, ДДТ Контрольное занятие Итоговое занятие (2 ч.) 72 Календарный учебный график Второй год обучения «Эстрадный вокал» Базовый уровень № П/п Месяц Число 1 Развитие вокальных навыков (24 ч.) 2 Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Лекция 3 Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения в учреждении, на занятиях. ИСОШ, ДДТ Анкетирование Комбинирова нное занятие 3 Повторение: строение голосового аппарата ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 3 Комбинирова нное занятие 3 Певческая установка ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 4 Практиктиче ское занятие 3 Дикция и артикуляция ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 5 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 6 Лекция 3 Постановка вокального дыхания Постановка вокального дыхания ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 7 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 8 Лекция 3 ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 9 Комбинирова нное занятие 3 Метроритмическое чувство ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 10 Практиктиче ское занятие 3 Метроритмическое чувство ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 11 Практиктиче ское занятие 3 Метроритмическое чувство ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) Постановка вокального дыхания Певческое дыхание. Типы дыхания Развитие музыкальных способностей (39 ч.) 12 Практиктиче ское занятие 3 Метроритмическое чувство ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 13 Практиктиче ское занятие 3 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 14 Комбинирова нное занятие 3 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 15 Практиктиче ское занятие 3 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 16 Практиктиче ское занятие 3 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 17 Практиктиче ское занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 18 Практиктиче ское занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 19 Комбинирова нное занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 20 Практиктиче ское занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 21 Практиктиче ское занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве (18 ч.) 22 Комбинирова нное занятие 3 Эстрадный вокал ИСОШ, ДДТ Дидактические игры. 23 Практиктиче ское занятие 3 Эстрадный вокал ИСОШ, ДДТ Дидактические игры. 24 Практиктиче ское занятие Комбинирова нное занятие 3 Эстрадный вокал ИСОШ, ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 3 Народная песня ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 26 3 Народная песня ИСОШ, ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 26 3 Народная песня ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 25 Вокальная работа (72 ч.) 27 Практиктиче ское занятие 3 Диапазон ИСОШ, ДДТ Практическая работа 28 Практиктиче ское занятие 3 Диапазон ИСОШ, ДДТ Практическая работа 29 Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Комбинирова нное занятие 3 Диапазон ДДТ Практическая работа 3 Диапазон ДДТ Практическая работа 3 Дыхательная гимнастика. ИСОШ, ДДТ Практическая работа Практиктиче ское занятие 3 Дыхательная гимнастика. ДДТ Практическая работа 30 31 32 33 Практиктиче ское занятие 3 Дыхательная гимнастика. ДДТ Практическая работа 34 Лекция 3 Дыхательная гимнастика. ИСОШ, ДДТ Практическая работа 35 Практиктиче ское занятие 3 Дыхательная гимнастика. ДДТ Практическая работа 36 Практиктиче ское занятие 3 Дыхательная гимнастика. ДДТ Практическая работа 37 Лекция 3 Пение учебнотренировочного материала ИСОШ, ДДТ Практическая работа 38 Практиктиче ское занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ДДТ Практическая работа 39 Практиктиче ское занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ДДТ Практическая работа 40 Комбинирова нное занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ИСОШ, ДДТ Практическая работа 41 Практиктиче ское занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ДДТ Практическая работа 42 Лекция 3 Пение учебнотренировочного материала ИСОШ, ДДТ Практическая работа 43 Практиктиче ское занятие 3 Пение без сопровождения a` capella ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 44 Практиктиче ское занятие 3 Пение без сопровождения a` capella ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 45 Лекция 3 Пение без сопровождения a` capella ИСОШ, ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 46 Комбинирова нное занятие 3 Пение без сопровождения a` capella ИСОШ, ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 47 Практиктиче ское занятие 3 Совершенствуем несложные элементы двухголосия. ДДТ Практическая работа 48 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Практическая работа 49 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Практическая работа 50 Практиктиче ское занятие 3 Совершенствуем несложные элементы двухголосия. Совершенствуем несложные элементы двухголосия. Совершенствуем несложные элементы двухголосия. ДДТ Практическая работа Репетиционные занятия (45 ч.) 51 Практиктиче ское занятие 3 Художественный образ. Эмоциональная выразительность. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 52 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 53 Практиктиче ское занятие 3 Художественный образ. Эмоциональная выразительность. 54 Комбинирова нное занятие 55 ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 3 Художественный образ. Эмоциональная выразительность. Ансамблевое пение ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практиктиче ское занятие 3 Ансамблевое пение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 56 Комбинирова нное занятие 3 Ансамблевое пение ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 57 Практиктиче ское занятие 3 Ансамблевое пение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 58 Практиктиче ское занятие 3 Работа с солистами. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 59 Комбинирова нное занятие 3 Работа с солистами. ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 60 Практиктиче ское занятие 3 Работа с солистами. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 64 Практиктиче ское занятие 3 Работа с солистами. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 65 Практиктиче ское занятие 3 Работа с солистами. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 66 Практиктиче ское занятие 3 Подготовка к концертам, конкурсам. ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 67 Комбинирова нное занятие 3 Подготовка к концертам, конкурсам. ИСОШ, ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 68 Практиктиче ское занятие 3 Подготовка к концертам, конкурсам. ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 69 Комбинирова нное занятие 3 Импровизация ИСОШ, ДДТ Игра 70 Комбинирова нное занятие 3 Импровизация ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. Импровизация (6 ч.) Итоговое занятие (9 ч.) 71 Практиктиче ское занятие 3 72 Практиктиче ское занятие 3 Концертная деятельность Отчетный концерт ИСОШ, ДДТ ДДТ Контрольное занятие Итоговый контроль Календарный учебный график Третий год обучения «Эстрадный вокал» Базовый уровень № П/п Месяц Число 1 Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Лекция 3 Тема занятия Место проведения Форма контроля ИСОШ, ДДТ Анкетирование ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) Вводное занятие. Техника безопасности. Развитие вокальных навыков (15 ч.) 2 Комбинирова нное занятие 3 Повторение: строение голосового аппарата 3 Комбинирова нное занятие 3 Певческая установка ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 4 Практиктиче ское занятие 3 Дикция и артикуляция ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 5 Практиктиче ское занятие Лекция 3 Певческое дыхание ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 3 Певческое дыхание ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 7 Комбинирова нное занятие 3 Метроритмическое чувство ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 8 Практиктиче ское занятие 3 Метроритмическое чувство ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 9 Практиктиче ское занятие 3 Метроритмическое чувство ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 10 Практиктиче ское занятие 3 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 6 Развитие музыкальных способностей (27 ч.) 11 Комбинирова нное занятие 3 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 12 Практиктиче ское занятие 3 Музыкальная память ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 13 Практиктиче ское занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 14 Практиктиче ское занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) 15 Комбинирова нное занятие 3 Высота звука: направление движения мелодии ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (наблюдение) История эстрады и джаза ИСОШ, ДДТ Текущий контроль (наблюдение) ИСОШ, ДДТ Текущий контроль (наблюдение) ДДТ Текущий контроль (наблюдение) ИСОШ, ДДТ Практическая работа Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве (9 ч.) 16 Комбинирова нное занятие 3 17 Комбинирова нное занятие 3 Практиктиче ское занятие 3 Практиктиче ское занятие 3 18 Знаменитые имена Знаменитые имена Вокальная работа (114 ч.) 19 Диапазон 20 Практиктиче ское занятие 3 Диапазон ИСОШ, ДДТ Практическая работа 21 Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Комбинирова нное занятие 3 Диапазон ДДТ Практическая работа 3 Диапазон ДДТ Практическая работа 3 Дыхательная гимнастика. ИСОШ, ДДТ Практическая работа 24 Практиктиче ское занятие 3 Дыхательная гимнастика. ДДТ Практическая работа 25 Практиктиче ское занятие 3 Дыхательная гимнастика. ДДТ Практическая работа 26 Лекция 3 Дыхательная гимнастика. ИСОШ, ДДТ Практическая работа 27 Лекция 3 Пение учебнотренировочного материала ИСОШ, ДДТ Практическая работа 28 Практиктиче ское занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ДДТ Практическая работа 29 Практиктиче ское занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ДДТ Практическая работа 30 Комбинирова нное занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ИСОШ, ДДТ Практическая работа 22 23 31 Практиктиче ское занятие 3 Пение учебнотренировочного материала ДДТ Практическая работа 32 Практиктиче ское занятие 3 Пение без сопровождения a` capella ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 33 Практиктиче ское занятие 3 Пение без сопровождения a` capella ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 34 Лекция 3 Пение без сопровождения a` capella ИСОШ, ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 35 Комбинирова нное занятие 3 Пение без сопровождения a` capella ИСОШ, ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 36 Практиктиче ское занятие 3 Пение без сопровождения a` capella ДДТ Промежуточная диагностика, контрольный срез. 37 Комбинирова нное занятие 3 ИСОШ, ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 38 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 39 Практиктиче ское занятие 3 Чистое интонирование в одноголосном пении. Чистое интонирование в одноголосном пении. Чистое интонирование в одноголосном пении. ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 40 Практиктиче ское занятие 3 Чистое интонирование в одноголосном пении. Чистое интонирование в одноголосном пении. Чистое интонирование в одноголосном пении. Чистое интонирование в одноголосном пении. Развитие навыков многоголосного пения. ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 41 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 42 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 43 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 44 Комбинирова нное занятие 3 ИСОШ Текущий контроль, (тестирование) ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 45 Практиктиче ское занятие 3 Развитие навыков многоголосного пения. 46 Практиктиче ское занятие 3 Развитие навыков многоголосного пения. ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 47 Практиктиче ское занятие 3 Развитие навыков многоголосного пения. ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 48 Практиктиче ское занятие 3 Развитие навыков многоголосного пения. ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 49 Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие 3 Развитие навыков многоголосного пения. ДДТ Текущий контроль, (тестирование) Текущий контроль, (тестирование) 50 Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Комбинирова нное занятие 3 Развитие навыков многоголосного пения. ДДТ Текущий контроль, (тестирование) 3 Совершенствовани е вокальных навыков ИСОШ Практическая работа Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие Практиктиче ское занятие 3 Совершенствовани е вокальных навыков ДДТ Практическая работа 3 Совершенствовани е вокальных навыков ДДТ Практическая работа 3 Совершенствовани е вокальных навыков ДДТ Практическая работа 3 Совершенствовани е вокальных навыков ДДТ Практическая работа 3 Совершенствовани е вокальных навыков ДДТ Практическая работа 57 Комбинирова нное занятие 3 ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 58 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 51 52 53 54 55 56 Репетиционные занятия ( 39 ч.) Совершенствовани е сценических навыков Совершенствовани е сценических навыков 59 Комбинирова нное занятие 3 Ансамблевое пение ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 60 Практиктиче ское занятие 3 Ансамблевое пение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 61 Практиктиче ское занятие 3 Ансамблевое пение ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 62 Практиктиче ское занятие 3 Ансамблевое пение ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 63 Практиктиче ское занятие 3 Работа с солистами. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 64 Комбинирова нное занятие 3 Работа с солистами. ИСОШ, ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 65 Практиктиче ское занятие 3 Работа с солистами. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 66 Практиктиче ское занятие 3 Работа с солистами. ДДТ Практическая и творческая работа. Наблюдение. 67 Практиктиче ское занятие 3 Подготовка к концертам, конкурсам. ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 68 Комбинирова нное занятие 3 Подготовка к концертам, конкурсам. ИСОШ, ДДТ Текущий контроль (наблюдение) 69 Практиктиче ское занятие 3 Подготовка к концертам, конкурсам. ДДТ Текущий контроль (наблюдение) Комбинирова нное занятие 3 Импровизация ИСОШ, ДДТ Игра 71 Практиктиче ское занятие 3 ИСОШ, ДДТ Контрольное занятие 72 Практиктиче ское занятие 3 ДДТ Итоговый контроль Импровизация (3 ч.) 70 Итоговое занятие (6 ч.) Концертная деятельность Отчетный концерт