МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЛЬИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» «Принято» На заседании педагогического совета Протокол №__77____ от « 29 »__08____20_24___ «Утверждено» Директор МОУ ДО «Ильинский ДДТ» ____________/Ю.А.Дульская/ Приказ №__152/2_ от «_29_» ___08__20_24_ УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2024-2025 учебный год 2024г. Пояснительная записка к учебному плану Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ №629 от 27.07.2022 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Ильинский Дом детского творчества». Целью реализации программ дополнительного образования по направленностям является создание оптимальных условий для формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни. На реализацию этой цели направлены следующие задачи: предоставлять каждому ребёнку возможность реализовать себя в познавательной творческой деятельности; стимулировать творческую активность ребёнка, развивать его способности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию; обогащать жизненный опыт ребёнка, совершенствовать навыки общения, адаптации и социализации детей в обществе; создавать максимальные условия для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитывать уважение к истории и культуре своего и других народов. Данный учебный план нацелен на: Выполнить в полном объёме государственный заказ. Учесть интересы и возможности обучающихся и их родителей. Учесть профессиональный потенциал педагогического коллектива. Сохранить единое образовательное пространство. Программная организация образовательного процесса позволяет ребёнку пройти путь от овладения элементарными приёмами до самостоятельного творчества, сознательного выбора и, возможно, приобщения к одной из профессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. С другой стороны, постепенно выстраивается мировоззрение, мироощущение ребёнка. Учебный план отражает: направленность образовательных программ; наименование образовательных программ, тип образовательных программ, срок реализации программы, возраст обучающихся; формы учебных занятий; количество групп в объединении; общее количество часов в неделю, в год, необходимых для реализации образовательных программ. Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования от 6 до 17 лет. Сроки реализации программ дополнительного образования от 1 до 4 лет обучения. Занятия проходят пять дней в неделю, в первой и во второй половине дня. При формировании детских творческих объединений (учебных групп) учитываются: свобода выбора программы обучения, педагога; переход из одного творческого объединения в другое; творческая индивидуальность ребенка; создания условий для усвоения программы в самостоятельно определенном педагогом темпе; дифференциация содержания обучения в соответствии с избранным направлением. Учебный план систематизирован по направленностям: художественная; техническая; социально-гуманитарная; Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению обучающимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественное развитие личности ребёнка. В данном направлении функционируют: Название объединения Название ДООП «Творческая мастерская» Срок реализации 4 года Возраст обучающихся 7-17 лет Творческая мастерская «Колибри» Вокальная студия «ГолосОК» Творческая мастерская «Арт – дизайн» ИЗО студия Театральная студия «Счастливая страна» «Эстрадный вокал» 3 года 7-16 лет «Арт-дизайн» 3 года 6-11 лет «Искусство без границ» «Волшебный мир театра» 4 года 3 ода 7-14 лет 8-16 лет Программы технической направленности направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Техническое направление дополнительного образования способствует развитию интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и начальной профориентации, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи. Основная цель деятельности – формирование основ технического воображения и практических основ деятельности, приобщение обучающихся к технике, изобретательству, проектированию. В данном направлении функционируют: Название объединения Название ДООП Мастерская «Золотые руки» «Техническое творчество. Начальное техническое моделирование» «Графический дизайн» «Графический дизайн и 3D-моделирование» Студия «Графический дизайн» Срок реализации 3 года Возраст обучающихся 7-16 лет 3 года 1 год 9-13 лет 13-17 лет Программы социально-гуманитарной направленности нацелены на воспитание в обучающихся гуманности, человеколюбия, патриотизма, формирование нравственных и коммуникативных качеств личности. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности. В данном направлении функционируют: Название объединения Название ДООП Волонтёрское движение «Послы добра» «Юный волонтёр» Срок реализации 1 год Возраст обучающихся 6-8 лет Студия журналистики «Взгляд» Объединение «Союз Активных Ребят» (САР) Клуб ЮИД «Зебра» Студия журналистики «ЛИК» «Основы журналистики» 2 года 9-16 лет «Я-достойный гражданин» 2 года 7-11 лет "Юный инспектор движения" "Юный журналист" 1 год 7-14 лет 2 года 9-16 лет Выполнение учебного плана контролируется: ежемесячно по журналам; по выполнению учебных тематических планов образовательных программ педагогов по направлениям деятельности. Годовой календарный учебный график образовательных программ педагогов ориентирован на 36 учебных недель (с 1 сентября по 31 мая). Корректировка учебного плана может производиться Учреждением в случае: изменения режима работы учреждения; приема на работу нового педагога (при наличии вакансии); увольнения педагога; длительной болезни педагога; в случае реорганизации учреждения. В ходе реализации программ дополнительного образования детей, используются следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия; лекции, семинары, дискуссии; конференции; экскурсии; открытые учебные занятия; учебные игры; общеразвивающие игры; концерты; выставки. Учебные занятия строятся на принципах демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации образовательного процесса, основанных на психолого-педагогических и психолого-физиологических теориях. Каждому обучающемуся обеспечиваются равные возможности доступа к знаниям, предоставляется разноуровневый по сложности и трудности усвоения программный материал, создаются условия для раскрытия творческих, интеллектуальных, духовных, физических способностей ребёнка с целью его успешного самоопределения. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательного процесса является «занятие». Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой учебной нагрузки обучающихся. Продолжительность занятий детей в Учреждении в учебные дни не должна превышать 3 учебных часа, в выходные и каникулярные дни - 4 часа. Для детей младшего школьного возраста – 30-45 минут, для детей среднего и старшего возраста - 45 минут (академический час). Перерыв между занятиями одной группы не менее 10 минут. Занятия проводятся по группам, подгруппам и индивидуально.