Программа развития 2023-2028 гг
Описание образовательной программы
Программа развития МОУ ДО "Ильинский ДДТ "
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ……………………………………………...4
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА……………………………………9
2.1. Сравнительный анализ общего числа групп и детей в ДДТ……...10
2.2.Возрастная категория обучающихся………………………………..10
2.3.Кадровый потенциал………………………………………………….10
2.4. Характеристика организации образовательного процесса……….12
2.5. Программное обеспечение образовательного процесса ДДТ…….13
3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДДТ……………14
3.1. Анализ воспитательной работы ДДТ……………………………….14
3.2. Работа с различными категориями обучающихся………………...15
3.3. Работа с общественностью…………………………………………..15
3.4. Работа с родителями…………………………………………………16
3.5. Анализ оценки потенциала развития ДДТ…………………………17
4. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДДТ…………………18
5. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДДТ………………………………………..20
6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………………21
7. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ В ХОДЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ…………………………….22
7.1. Совершенствование программно-методического,
методологического обеспечения учебно-воспитательного процесса…..22
7.2. Модернизация учебно-воспитательного процесса………………...22
7.3. Организационно-массовые мероприятия…………………………..22
7.4. Работа с различными категориями обучающихся ………………...22
7.5. Укрепление кадрового потенциала………………………………….23
7.6. Материально-техническое обеспечение и финансово-хозяйственная деятельность………………………………………………………………..23
7.7. Расширение структуры взаимодействия с другими
учреждениями. Работа с социумом……………………………………….23
7.8. Информационно-пропагандистская деятельность………………...23
8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА 2019-2023 г.г…………………………..24
9. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………....28
Используемая литература………………………………………………....29
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее-Концепция), которая направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года, целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
Для достижения целей развития дополнительного образования детей
необходимо решение следующих задач:
· совершенствование системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
· обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;
· совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели, в том выдача сертификатов персонифицированного финансирования независимо от места проживания, состояния здоровья ребенка и уровня материальной обеспеченности семьи, а также оказание информационно-консультационной поддержки родителям (законным представителям) для получения детьми качественного дополнительного образования
· обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
· формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей, расширение участия организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
· организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
· расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
· укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения);
· включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
· использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
· формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании;
· распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования ("школа полного дня" и др.), в том числе путем совершенствования механизмов финансового обеспечения реализации общеобразовательными организациями дополнительных общеобразовательных программ (включая сетевую форму реализации образовательных программ);
· использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
· вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики;
· расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
· обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций для вовлечения детей в научную деятельность;
· совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения ведомственных систем дополнительного образования;
· реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.);
· создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а также школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, театров, медиацентров;
· содействие в разработке и внедрению современных учебно- методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;
· развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно- практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся;
· совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно- образовательной и патриотической тематике, оказание содействия в организации детских культурно-патриотических круизов;
· формирование в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие субъекта Российской Федерации;
· создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;
· совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
· разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию;
· развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей;
· создание условий для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе оснащение организаций.
Представленная Программа развития (далее – Программа) муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Ильинский Дом детского творчества» (далее МОУ ДО «ИДДТ») разработана с учетом вышеизложенных задач, поставленных Государством до 2030 года.
Программа определяет цели и задачи, стратегию и тактику развития учреждения, приоритетные направления его деятельности, механизм реализации и предполагаемый результат развития учреждения в указанный период.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Долгосрочная целевая Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Ильинский Дом детского творчества» |
Основание для разработки Программы | Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования до 2030 года»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»; Постановление главного санитарного врача российской федерации от 28 сентября 2020г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.2648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Устав МОУ ДО «Ильинский ДДТ» |
Разработчик Программы | Дульская Юлия Анатольевна |
Цель Программы | Создание организационных, методических и экономических условий для обеспечения функционирования и развития ДДТ, повышения качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах обучающихся, их родителей, социальных партнёров, общества в целом и в условиях интеграции общего и дополнительного образования, а также обеспечение основных задач предусмотренных «Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года» |
Задачи Программы | o обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития; o формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей, расширение участия организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ; o организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; o расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России; o укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в учреждении , (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения); o использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; o распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования ("школа полного дня" и др.); o вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики; o совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения; o создание новых мест для увеличения количества обучающихся; o реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.); o совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно- образовательной и патриотической тематике, оказание содействия в организации детских культурно-патриотических круизов; o формирование туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой родного края, Бурятии, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие Прибайкальского района, Республики Бурятия; o совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров; o разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию; o развитие института наставничества в учреждении; o создание условий для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе оснащение Учреждения. |
Сроки и этапы реализации Программы | 1 этап – подготовительный до конца 2023 г 2 этап – основной 2023-2027 г.г 3 этап - аналитический 2027-2028г.г |
Перечень основных мероприятий | В систему мероприятий по реализации Программу входят комплексные мероприятия, обеспечивающих реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов. (в разделе VII. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ) |
Исполнители Программы | Ø Педагогический коллектив; Ø Коллектив обучающихся и их родители (законные представители); Ø Административно-управленческий аппарат. |
Источники финансирования | Ø бюджетное финансирование. |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации | Реализация Программы позволит к 2028 году повысить качественный уровень дополнительного образования, изменить облик МОУ ДО ИДДТ по форме и по содержанию, что будет выражаться: Ø в повышении качества подготовки воспитанников; Ø в увеличении числа участников и призеров региональных, всероссийских, международных конкурсов, фестивалей; Ø в увеличении охвата детей программами дополнительного образования; Ø в расширении практического применения современных образовательных технологий; Ø в росте бюджетных и привлечённых средств для материально-технического оснащения учебного процесса; Ø в оснащении информационной среды электронными образовательными ресурсами; Ø в наличии фонда стимулирования инновационной деятельности педагогов, для стимулирования молодых педагогов; Ø в повышении уровня профессионализма педагогических и управленческих кадров; Ø в расширении перечня дополнительных образовательных услуг. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Ø Обновленные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП) с учетом интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья); Ø Привлечение негосударственного сектора экономики для организаций мастер-классов, экскурсий, практических занятий при реализаций ДООП; Ø Внедрение в ДООП программ воспитания на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, а также культурного и природного наследия народов России; Ø Адаптация ДООП для решения задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в учреждении , (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения); Ø Внедрение ДООП для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; Ø Внедрение в Программу воспитания Учреждения деятельности по организации экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно- образовательной и патриотической тематике; Ø Разработка туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой родного края, Бурятии, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие Прибайкальского района, Республики Бурятия; Ø расширение возможностей для творческого развития и личностного роста обучающихся; Ø улучшение условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса; Ø увеличение числа одарённых детей из общей численности воспитанников Учреждения; Ø Совершенствование материально-технического обеспечения учреждения, соответствующее современным требованиям, социальных норм и нормативов; Ø рост профессионального мастерства педагогов и источников стимулирования их инновационной деятельности. |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы | Мониторинг хода реализации Программы и контроль осуществляет Управление Образования администрации Муниципального Объединения Прибайкальский район, педагогический совет МОУ ДО ИДДТ. |
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Учредитель | Муниципальное учреждение «УО Прибайкальского района», администрация МО "Прибайкальский район" |
Полное наименование образовательной организации | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Ильинский Дом детского творчества». |
Лицензия (с приложением) | Серия 03Л01 № 0001038 от 25.01.2016 года |
Юридический адрес | Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.Ильинка, ул. Коммунистическая дом №85 |
Адрес электронной почты | moydodilyinka@mail.ru |
Адрес сайта | |
Контактные телефоны | 8(30144) 53-1-09 |
МОУ ДО «Ильинский детского творчества» - многофункциональная социально-образовательная система, основанная на приоритете гуманистических ценностей и выполняющая следующие основные функции:
Ø развивающую (изменять в лучшую сторону эмоционально-волевую, интеллектуальную, коммуникативную и деятельностную сферу развития
Ø воспитательную (создавать условия для формирования у детей культурно-ценностных ориентиров);
Ø образовательную (погружать обучающегося в систему знаний и развивать компетенции в выбранных им направлениях деятельности);
Ø социально-диагностическую (исследование мотивационных по-
требностей педагогов, обучающихся, родителей, апробация вариантов работы в области развития личности);
Ø коррекционно-оздоровительную (введение здоровье сберегающих
компонентов в учебно-воспитательный процесс, формирование потребности в нравственно и физически здоровом образе жизни);
Ø организационную (построение эффективной структуры управления,
нацеленной на достижение поставленных задач);
Ø адаптационную (оказание помощи в социальной адаптации
воспитанников в окружающей среде, профессиональном самоопределении).
Система дополнительного образования развивается, сохранена бесплатность и доступность образовательных услуг.
Образовательная деятельность Дома детского творчества по сути своей многообразна и включает в себя услуги, учитывающие интересы детей, родительской, педагогической общественности и особенности региона.
В учреждении успешно реализуются 3 основные направленности
общеразвивающих программ:
- художественная;
- техническая;
- социально - гуманитарная.
2.1. Сравнительный анализ общего числа групп и детей в ДДТ
Учебный год | 2021-2022 | 2022-2023 |
Количество обучающихся | 546 | 562 |
Количество групп | 36 | 37 |
2.2.Возрастная категория обучающихся
2.3.Кадровый потенциал
Важнейшая составляющая образовательного процесса - обеспеченность педагогическими кадрами.
На сегодняшний день ДДТ укомплектован квалифицированными
педагогами дополнительного образования, постоянно повышающими свою квалификацию. В учреждении работают 11 педагогов, из них 1 педагог имеет высшую категорию, 3 человека имеют первую категорию, остальные – СДЗ.
Образование | Педагогический стаж | Категория | Прохождение курсов повышения квалификации | ||||||
Высшее | Среднее -специальное | До 4-х лет | 4 - 20лет | Свыше 20 лет | Первая | Высшая | СДЗ | ||
Количество педагогов | 9 | 2 | 4 | 5 | 2 | 3 | 1 | 5 | 11 |
% от общего числа педагогов | 82% | 18% | 36% | 46% | 18% | 27% | 10% | 63% | 100% |
Возрастной состав педагогов различен. Средний возраст педагогов по учреждению составляет 36 лет. Из 11 педагогов – 1 мужчина и 10 женщин.
2.4. Характеристика организации образовательного процесса
Комплектование детских объединений (организационный период) проводится с 1 по 10 сентября. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. В каникулярное время ДДТ может создавать различные объединения с постоянным или переменным составом.
Занятия проводятся по расписанию, которое утверждается приказом директора.
Режим занятий в учреждении с 11.00 до 18.00 с понедельника по пятницу. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей детей, допустимой нагрузки обучающихся по нормам СанПиН. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах. Продолжительность 1 часа занятий составляет:
- для обучающихся 6-7-ми лет – 35-40 минут;
- для обучающихся старше 8-ми лет – 45 минут.
Наполняемость групп обучающихся в объединениях ДДТ определяется дополнительными образовательными программами, исходя из психолого-педагогической целесообразности, с учетом возраста воспитанников, специфики и направленности деятельности объединения.
Здание, в котором размещается Дом детского творчества – приспособлено
для занятий. В 2020 году в здании был сделан капитальный ремонт. Общая площадь, занимаемая образовательным учреждением - 323 м 2.
Учебно-материальная база МОУ ДО ИДДТ в основном соответствует требованиям организации образовательного процесса в объединениях дополнительного образования, 2 кабинета – «Графический дизайн и 3 D моделирование» и «Журналистика» обеспечены новым оборудованием по программе «Успех каждого ребенка»
В наличии информационно-техническая база:
- выход в Интернет;
- электронная почта;
- функционирует сайт ОУ.
2.5. Программное обеспечение образовательного процесса ДДТ
Полноценное программно-методическое обеспечение образовательного
процесса надо рассматривать как важный элемент в инновационной деятельности педагогического коллектива учреждения. Наличие грамотной программы помогает педагогу систематизировать свою работу, сделать процесс обучения последовательным, заранее продумать и учесть основные проблемы и трудности.
В Доме детского творчества образовательный процесс осуществляется по модифицированным программам дополнительного образования:
долгосрочным и краткосрочным.
Широкий спектр образовательных программ позволяет создать условия для свободного выбора обучающимися различных форм дополнительного образования, способствующих творческому самоопределению ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, интересами, потребностями.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Программы ежегодно обновляются, рассматриваются на заседании педагогического совета и утверждаются приказом директора.
Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги). Детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий.
Дополнительные общеобразовательные программы и направленности, реализуемые в МОУ ДО Ильинском ДДТ:
1. Художественная направленность:
· «Рукодельная мозайка» ( 5 лет );
· «Искусство изобразительного творчества» ( 4 года )
· «Искусство танца» ( 3года );
· «Музыкальная капель» ( 3 года);
· «Арт-дизайн» (3 года)
2. Техническая направленность
· «Начальное техническое моделирование» ( 3 года)
· Графический дизайн и 3 D моделирование (3 года)
3. Социально –гуманитарная направленность
· «Школа волонтёра» ( 3 года)
· «Основы журналистики» (1 год)
· «Я-достойный гражданин» (1 год)
· «Юные инспекторы дорожного движения» (1 год)
3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
3.1. Анализ воспитательной работы Дома детского творчества
Воспитательная работа в Доме детского творчества является одним из важнейших направлений работы.
Цель: создание оптимальных условий для реализации воспитательного процесса; стимулирование творческо-познавательной деятельности воспитанников. Цель достигалась с помощью решения следующих задач:
· способствование формированию у детей культурно-духовных норм и
ценностей;
· раскрытие детьми способности к самовыражению;
· повышение самооценки;
· социальная адаптация воспитанников путем повышения
коммуникативных навыков и профессиональной ориентации;
· охрана жизни и здоровья детей, приобщение к здоровому образу
жизни.
Показателем результативности работы объединений является регулярное
участие педагогов и учащихся в семинарах, фестивалях, конкурсах различного уровня: районных, региональных, российских, и международных. В этих конкурсах учащиеся демонстрируют свои личные и групповые достижения.
По направленности:
- развлекательные мероприятия;
- познавательные;
- концертные;
-театрализованные представления.
3.2. Работа с различными категориями обучающихся
профилактика правонарушений в ДДТ.
Помочь им адаптироваться в сложной социальной обстановке, привлечь их к творческому труду, найти себя в этом мире, восполнить недостающее тепло и любовь в семье - одна из главных задач педагога, работающего с такими учащимися.
Детям с девиантным поведением, соответственно, уделяется больше внимания со стороны педагогов и администрации учреждения. Поэтому в ДДТ проводятся мероприятия в форме индивидуальных бесед, анкетирования с целью выявления мотивации посещения занятий, конкурсы детского творчества в рамках ежегодных недель по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма.
Большая работа проводится с одарёнными детьми. Образовательный
процесс в Доме детского творчества и современный уровень диагностики позволяют достаточно рано выявить природные склонности и способности каждого конкретного ребёнка и создать условия для развития личности.
Воспитанники ДДТ регулярно участвуют в районных, региональных, российских, международных выставках и конкурсах.
Достижения обучающихся в региональных, всероссийских и международных конкурсах:
За 2021 г.г
Международный уровень: 12 победителей.
Всероссийский уровень: 3 победителя.
Региональный уровень: 4 победителя.
Районный уровень: 34 победителя
За 2022г.г
Международный уровень: 10 победителей.
Всероссийский уровень:
Региональный уровень: 8 победителя.
Районный уровень: 78 победителей
3.3. Работа с общественностью
образовательно-воспитательного пространства. Помощь в этом оказывает построение коммуникативной сети с другими образовательными учреждениями и организациями района.
Дом детского творчества уже много лет тесно сотрудничает
с учреждениями культуры района и поселка, ДЮСШ, ИСОШ и модернизированной Ильинской библиотекой.
Главным результатом партнерских отношений с учреждениями и
организациями является разработка и реализация совместных проектов.
Выстраивается план досуговых мероприятий, проведение выставок, участие в конкурсах.
3.4. Работа с родителями
Система взаимодействия Дома детского творчества с родителями построена на следующих принципах;
· открытость, информированность;
· соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей;
· стимулирование сотрудничества родителей с ДДТ.
Принцип открытости, информированности
Основная задача педагогического коллектива - знакомство родителей с многообразием направлений и программ для детей, реализуемых
учреждением.
Информация дается на первых родительских собраниях, во время «Дня открытых дверей» в ДДТ. Родители знакомятся с традициями учреждения, правилами внутреннего распорядка, режимами работы объединений. Для родителей и детей организуются выставки и экскурсии. Педагоги часто проводят открытые занятия с обязательным приглашением родителей.
Принцип соотношения деятельности педагогов с ожиданиями
и запросами родителей
Совместная деятельность педагогов и родителей в Дома детского творчества строится с учетом потребностей и интересов родителей и детей. С этой точки зрения важное место занимает диагностическая деятельность как для детей, так и для родителей. Это позволяет получить объективную родительскую оценку и оперативно реагировать на их пожелания. Результаты диагностики необходимо размещать на сайте учреждения.
Принцип стимулирования родителей к сотрудничеству
Процесс включения родителей в образовательный и воспитательный процесс зависит не только от сознательности родителей, но и методов их стимулирования. Концерты и выставки для родителей, подарки на праздники, награждения самых активных родителей на «Дне закрытия» и итоговых концертах - неполный перечень мероприятий, стимулирующих
родителей к сотрудничеству.
3.5. Анализ оценки потенциала развития Дома детского творчества
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ДДТ | Оценка перспектив развития ДДТ с опорой на внешнее окружение | ||
Сильная сторона | Слабая сторона | Благоприятные возможности | Риски |
●Успешная социализация и самореализация обучающихся; ●расширение социокультурного пространства ОУ; ●распространение передового педагогического опыта (мастер- классы, обучающие семинары, конкурсы педагогических достижений); ●стабильность контингента обучающихся; ●возможность использования площадок школ, для всестороннего развития обучающихся; · повышение профессионального уровня кадров, с учётом современных требований; · организация каникулярной занятости обучающихся (летние площадки и т.д.) | ● отсутствие адаптированных ДООП для детей с ОВЗ и инвалидов; · Несовершенная Программа воспитания, отсутствие мероприятий на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, а также культурного и природного наследия народов России; ● отсутствие финансирования на развитие кружковой работы; ● недостаточное материально- техническое обеспечение ОУ; · Текучесть кадров | · Возможность улучшения материально-технической оснащенности за счет участия в Федеральном проекте «Успех каждого ребёнка», на 2023 год одобрена программа по оснащению театральной студии · Возможность разработки и реализации Программы воспитания с учётом Федеральных требований · Возможность в повышении квалификации педагогов за счет участия в республиканских и федеральных семинарах, форумах съездах, КПК · Возможность обеспечения участия обучающихся в бесплатных конкурсных мероприятиях на Федеральном и Республиканском уровне | ● Экономические развития региона; ● недостаточная возможность оказания существенной помощи учреждению дополнительного образования со стороны организаций района, учредителей, родителей, спонсоров и т.д. ● снижение жизненного уровня населения в связи с экономическим кризисом; |
Выводы:
В настоящее время Ильинский ДДТ располагает:
· сложившейся системой обучения, предлагающей учащимся
· индивидуально-групповые формы образования;
· доступностью образования;
· системой внешних связей;
· поддержкой и заинтересованностью родителей в обучении детей;
· преемственностью обучения и сохранностью контингента.
4. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Разработка новой программы развития обусловлена в первую очередь динамично развивающейся системой дополнительного образования в последние годы и принятием новой Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года.
В Российской Федерации в 2014 - 2021 годах в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", реализован комплекс мероприятий.
Основным результатом реализации указанных мероприятий стало планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (68 процентов в 2015 году, а в 2021 году - более 77 процентов).
В Ильинском ДДТ благодаря указанным проектам было создано 30 новых мест с новейшим оборудованием, и на 2023 год запланировано поступление оборудования для театральной студии.
Целевая модель развития дополнительного образования детей должна сформировать современные кадровые, управленческие и организационно-экономические условия, необходимо обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.
Кадровое обеспечение образовательного процесса требует совершенствования: требования к современному педагогу изменяются и усложняются, повышаются требования к профессиональной компетентности, уровень которой отражает соответствующая квалифицированная категория, присвоенная в процессе аттестации, участие в конкурсах и многих других мероприятиях, что имеет для личности педагога важное социально- профессиональное, профессионально-педагогическое, и психологическое значение.
Согласно государственной политики по внедрению механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей к 2024 году на данный механизм должны перейти все регионы РФ. Данная система предъявляет высокие требования к конкурентоспособности деятельности кружков и объединений. Для родителей будет предоставлена возможность за счет средств бюджета посещать только 1 кружок, соответственно, кружки, не пользующиеся вниманием детей, будут вынуждены прекратить своё существование.
Дальнейшее развитие Ильинского ДДТ должно проходить во всех направлениях, это и повышение квалификации кадров, и оснащение современным оборудованием объединений и разработка современных, интересных программ, и реализация мероприятий Программы воспитания, проведение интересных досуговых мероприятий для воспитанников.
Программа развития ДДТ является управленческим документом, который должен придать процессу изменений в деятельности учреждения целенаправленный характер устойчивого развития.
Результатом образования обучающихся должна стать модель выпускника Дома детского творчества.
Модель выпускника Дома детского творчества
Образ выпускника должен складываться из совокупности социальных, нравственных, психических и физических качеств личности:
Творческая личность - сформированность умений исследовательского
характера, любознательность.
Психически и физически здоровая личность - стремление к здоровому образу жизни, устойчивость к вредным влияниям социальной среды, владение приемами саморегуляции.
Свободная личность - способность мыслить и действовать самостоятельно, самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, умение уважать права и свободы других людей.
Социально-адаптированная, активная личность - способность проявлять
активную гражданскую позицию, потребность в труде.
Деятельностная личность - сформированность комплекса знаний и умений, подготовленность к выполнению доступных видов профессиональной деятельности.
Профессионально определившаяся личность - способность к жизненному
самоопределению и выбору профессии.
Развивающаяся личность - стремление к самосовершенствованию,
Следовательно, миссия Ильинского Дома детского творчества – это
создание открытой вариативной социокультурной творческой образовательной среды, обеспечивающей перспективы развития мотивации детей и подростков к познанию и творчеству в различных видах деятельности, формирование творческих способностей ребенка, создание условий для его социализации, самореализации и самоопределения в современном обществе.
5. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Концептуальные основы программы развития на 2023-2028 годы
В основу модели Программы развития положены факторы, влияющие на
формирование в учреждении пространства устойчивого развития, способствующего успешной самореализации и социализации участников
образовательно-воспитательного процесса и повышение конкурентоспособности учреждения в условиях изменяющегося социального запроса и государственного заказа.
Такими факторами являются:
- высокое качество образования и воспитания, учёт современных
тенденций в образовании;
- совершенствование кадровой политики в учреждении, единство подходов к образованию и воспитанию;
- модернизация;
- опора на традиции;
- партнёрский стиль отношений, командный дух;
- развитие сетевого взаимодействия и создание условий для демонстрации достижений участников образовательного процесса;
- поддержка семейного воспитания, включение родителей в
воспитательно-образовательный процесс;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
Основу модели Программы составляет единство развивающейся
деятельности и комфортных взаимоотношений всех субъектов педагогического процесса.
Программа имеет комплексный характер, способствующий интеграции общего и дополнительного образования деятельности в сфере образования и культуры.
6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Этапы | Сроки | Мероприятия |
Подготовительный этап | До конца 2023 года | Ø Анализ реализации предыдущей Программы развития. Ø Определение проблем и перспективных направлений развития образовательного учреждения. Ø Диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации и начало выполнения Программы развития. Ø Формирование нормативно-правовой базы учреждения. Ø Обсуждение и утверждение Программы и проектов на педагогическом совете учреждения, распределение руководителей проектов Программы.
|
Основной этап | 2024-2027 г.г. | Ø Реализация Программы развития по основным направлениям. Ø Координация действий по реализации Программы. Ø Мониторинг хода реализации Программы. Ø Корректировка и предотвращение возможных негативных явлений (невыполнение мероприятий Программы ; потеря актуальности отдельных мероприятий, проектов и др.). Ø Обобщение и распространение передового опыта, создание продуктов инновационной деятельности: методических разработок, материалов, публикаций, статей, учебных и методических пособий, в том числе и в электронном виде. Ø Выведение учреждения на новый уровень функционирования. |
Аналитический этап | 2027-2028 г.г. | Ø Анализ результатов и эффектов реализации Программы. Ø Определение перспективных направлений развития образовательной организации (учреждения). Ø Проектирование Программы развития учреждения на 2029-2033 гг. |
7. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
7.1. Совершенствование программно-методического, методологического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Задачи:
· создание программ нового поколения;
· выявление, обобщение, распространение и внедрение передового
педагогического опыта;
· освоение современных образовательных технологий.
7.2. Модернизация учебно-воспитательного процесса
Задачи:
· инновационная, научно-исследовательская деятельность;
· осуществление целенаправленной профессиональной ориентации;
· внедрение современных педагогических технологий в учебно -
воспитательный процесс.
7.3. Организационно-массовые мероприятия
Задачи:
· организация социально значимых мероприятий в ДДТ, связанных с благотворительностью и общественно-полезной деятельностью;
· участие учреждения и обучающихся в мероприятиях различного уровня.
7.4. Работа с различными категориями обучающихся
Задачи:
· разработка и совершенствование программ по работе с детьми различных категорий;
· внедрение новых форм работы с «одаренными» детьми; с детьми «группы риска», детьми с ограниченными возможностями;
· организация мероприятий для детей различных категорий.
7.5. Укрепление кадрового потенциала
Задачи:
· сохранение и укрепление кадрового состава путем обеспечения комфортного педагогического климата, профессиональной и личностной самореализации педагога и педагогического коллектива в целом;
· повышение профессионального уровня кадров с учётом современных требований;
· включение педагогов в инновационную, научно-исследовательскую деятельность.
7.6. Материально-техническое обеспечение и финансово-хозяйственная деятельность
Задачи:
· целевое использование бюджетных и внебюджетных средств;
· участие в конкурсных программах с призовыми грантами, участие в проекте «Успех каждого ребёнка»
учреждениями. Работа с социумом
Задачи:
· интеграция дополнительного, общего и профессионального
образования с целью организации работы по профессиональной ориентации.
7.8. Информационно-пропагандистская деятельность
Задачи:
· пропаганда деятельности учреждения;
· создание информационного банка деятельности ДДТ по всем
направлениям;
· разработка методических пособий, рекомендаций, выпуск статей в
СМИ;
· поддержка сайта учреждения.
8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА 2023-2028 г.г.
Направление развития. Задачи. | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1. Программно- методическое, методологическое обеспечение учебно- воспитательного процесса Задачи: •выявление, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта; •освоение современных образовательных технологий.
| ü создание банка передового педагогического опыта; ü взаимодействие с региональными методическими центрами; ü разработка программ различных направленностей; ü обобщение и распространение педагогического опыта в области развития художественного творчества детей. | С 2023 и далее на постоянной основе С 2024 КПК, аттестация на 1 кат 2024-2027 (участие в проекте «Успех каждого ребёнка») | Администрация методический отдел, педагоги |
2.Модернизация учебно- воспитательного процесса Задачи: •инновационная, научно- исследовательская деятельность; •осуществление целенаправленной предпрофессиональной подготовки; •внедрение современных педагогических технологий в учебно- воспитательный процесс | ü введение в учебный процесс новых объединений по предпрофессиональной подготовке; ü мониторинг склонностей воспитанников; ü разработка наглядно-методического материала профориентационной направленности; | 2023- 2028г.г С 2023 и далее на постоянной основе 2024-25 | Методический отдел, педагоги. |
3.Организационно-массовые мероприятия Задачи: •организация социально значимых мероприятий в ДДТ, связанных с благотворительностью и общественно-полезной деятельностью; •участие учреждения и обучающихся в мероприятиях различного уровня. | ü выставки: - ИЗО; - ДПИ; ü проведение тематических мероприятий и концертов, приуроченных к календарным и памятным датам; ü районные фестивали, конкурсы и концерты . | Ежегодно по плану Ежегодно по плану Ежегодно плану | |
4. Работа с различными категориями обучающихся Задачи: •разработка и совершенствование программ по работе с детьми различных категорий; •внедрение новых форм работы с «одаренными» детьми; с детьми «группы риска», детьми с ограниченными возможностями; •организация мероприятий для детей различных категорий. | ü проведение персональных выставок творчества обучающихся; ü участие в фестивалях и конкурсах детского творчества различных уровней; ü анализ динамики правонарушений; ü разработка превентивных мер по профилактике правонарушений: мероприятия «Мы против наркотиков», «За здоровый образ жизни» и т.д.; ü создание образовательных программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. | Ежегодно Ежегодно В течение года по плану на 2023-2024 уч.год | Метод. отдел, педагоги |
5. Укрепление кадрового потенциала. Задачи: · сохранение и укрепление кадрового состава путем обеспечения комфортного педагогического климата, профессиональной и личностной самореализации педагога и педагогического коллектива в целом; · повышение профессионального уровня кадров с учётом современных требований; · включение педагогов в инновационную, научно- исследовательскую деятельность.
| ü разработка и реализация программ по индивидуальным траекториям педагогического мастерства; ü участие в конкурсах для педагогов: «Лучший педагог года», «Лучшая методическая разработка года»; «Лучшая образовательная программа года» и т.д; ü курсы повышения квалификации; ü аттестация педагогических кадров. | 2024-2027г.г Ежегодно Ежегодно По плану | Администрация методический отдел, педагоги. |
6. Материально-техническое обеспечение и финансово-хозяйственная деятельность
Задачи: • целевое использование бюджетных и внебюджетных средств; • участие в конкурсных программах с призовыми грантами. | ü капитальный ремонт мастерской; ü приобретение оборудования материалов для УВП; ü приобретение информационно-коммуникативной техники; ü работа со спонсорами. | 2023-2028 | Администрация |
7. Расширение структуры взаимодействия с другими учреждениями. Работа с социумом. Задачи: · интеграция дополнительного, общего и профессионального организации работы по профессиональной ориентации; · преемственность между учреждением дополнительного образования, профессиональным учебным заведением и предприятиями района. | ü работа с родителями: «День открытых дверей», родительские собрания; ü привлечение учреждений, предприятий и ор- ганизаций к проведению мероприятий. | В течении года по плану | Метод. Отдел, педагоги. |
8. Информационно-пропагандистская деятельность Задачи: • пропаганда деятельности учреждения; • создание информационного банка деятельности ДДТ по всем направлениям; • разработка методических пособий, рекомендаций, выпуск статей в СМИ; • поддержка сайта учреждения.
| ü Рекламные статьи в СМИ о деятельности ДДТ; ü анонс и отчет о районных мероприятиях и мероприятиях ДДТ на сайте учреждения; ü разработка методических рекомендаций. | В течении года по плану | Метод. отдел, педагоги. |
9. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Программа развития рассчитана на 5 лет (январь 2023 года – декабрь 2028 года)
Реализация Программы должна дать следующие результаты:
Качественные
Ø Обновление содержания, форм и методов дополнительного образования.
Ø Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка. Личностный рост обучающихся и педагогов, закрепленный в их творческих достижениях.
Ø Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей. Сохранение и развитие сети детских объединений.
Ø Повышение профессионального мастерства педагогов Дома детского творчества.
Ø Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе ДДТ.
Ø Формирование привлекательного имиджа Дома детского творчества.
Количественные
Ø Укрепление материально-технической базы учреждения за счет участия в Федеральном проекте «Успех каждого ребёнка», программы технической направленности для оборудования мастерской;
Ø Положительная динамика роста вовлеченных детей и подростков в творческую деятельность. Увеличение охвата детей на 20% за счет привлечения детей в программы сетевого взаимодействия отдаленных населенных пунктов, таких как с.Мостовка, с.Старое Татаурово, с.Югово.
Ø Капитальный ремонт мастерской, новое ограждение для здания;
Ø Привлечение спонсоров для улучшения материальной оснащенности.
Используемые нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования до 2030 года»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»;
5. Постановление главного санитарного врача российской федерации от 28 сентября 2020г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.2648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Устав МОУ ДО «Ильинский ДДТ»